Американские семьи с ежегодным доходом от 40 до
95 тысяч долларов, которые относят себя к среднему классу, живут
совершенно не так, как им хотелось бы. То есть от зарплаты до зарплаты,
от кредита до кредита, экономя на зубной пасте, на мороженом для детей,
на походах в кино, на междугородных звонках... В классическом понимании
среднего класса в США не существует, это миф. К такому безрадостному
для сверхдержавы выводу пришли эксперты Национального центра по
изучению общественного мнения при университете Чикаго. И не только они.
Социологи разделяют население США на пять групп примерно равной численности (по 20 процентов).
В первую занесены семьи (два взрослых и один ребенок) с ежегодным доходом до 24 тысяч долларов.
Во вторую - с доходом от 24 до 40 тысяч.
В третью - от 40 до 95 тысяч.
В четвертую - от 95 до 165 тысяч.
В пятую - с доходом свыше 165 тысяч долларов.
Есть, впрочем, еще одна подкатегория - "богатейшие американцы" с
доходом около 900 тысяч долларов, но сюда относится лишь один процент
граждан.
Средний класс часто называют каркасом общества. Считается, что это
основной производитель материальных благ. В идеале это экономически
свободные люди, которые позволяют себе и большие накопления, и большие
траты. Кто же в таком случае подпадает под понятие "средний класс" в
Соединенных Штатах? По сути никто. Потому что американцы из первых трех
групп и даже отчасти из четвертой, как свидетельствуют опросы, являются
рабами семейного бюджета, а их доходы едва-едва превышают расходы. У
них просто нет средств, которые они могли бы вложить в новое дело, в
недвижимость, оставлять на банковских счетах.
Около 40 процентов их трат уходит на жилье, включая его покупку, аренду и страховку.
5 процентов - на отопление, снабжение газом и электроэнергией,
водопровод, канализацию и уборку мусора. Еще 4,8 процента - на мебель,
занавески, домашний инструмент.
Еще 17,6 - на аренду, страховку и ремонт автомашин, покупку запчастей и бензина,
17 - на еду и напитки, включая алкогольные,
5 - на медицинские услуги,
6 - на отдых и домашних животных, столько же - на образование и связь, в том числе сотовую.
Чуть менее 5 процентов "съедают" одежда, обувь и украшения.
В итоге "на прочие расходы" остается лишь около 4 процентов.
На практике средний класс в Америке - это скорее состояние умов,
самоидентификация, нежели социальный статус. Подсчитано, что на долю
четырех групп граждан с уровнем заработков до 165 тысяч долларов
приходится 45 процентов доходов, получаемых населением США. Богачам и
сверхбогачам достается остальное, но они обеспечивают 90 процентов
налоговых поступлений в федеральный бюджет.
"Я всегда буду считать себя представителем среднего класса, хотя, быть
может, я и выпала из него, - говорит Ники Фальдемолаи, проживающая в
городе Бетесда, в штате Мэриленд. - Но сейчас я не могу позволить себе
даже элементарного отпуска, я часто опаздываю с оплатой счетов и
поэтому меня регулярно штрафуют".
Раньше она, будучи сотрудником издательской фирмы, зарабатывала 115
тысяч долларов, но в июле прошлого года попала под сокращение штата.
Открыла свой бизнес, который прежних денег не приносит.
Показательно, что в 2001 году (более свежих данных нет) средний годовой
доход на семью составил в США 42,228 тысячи долларов, тогда как в
2000-м он был равен 43,162 тысячам долларов. "Среднестатистическая"
Америка медленно, но неумолимо беднеет - таков "диагноз" социологов. Ее
граждане вынуждены искать новые места проживания, где с их доходами им
легче оплачивать "потребительскую корзину".
К примеру, из Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и
Сан-Диего люди перебираются в центральные районы страны, в штаты Юта,
Колорадо, Нью-Мексико, Арканзас, Оклахома, Небраска. В "глубинке"
стоимость жизни совсем не та, что в мегаполисах. Скажем, расходы на
жилье здесь ниже почти в два раза, на медицинские услуги - на 27
процентов, транспорт - на 20, бытовую электронику - на 14, продукты
питания - 7,5 процента.
Как раз в этой новой для себя среде обитания многие американцы и могут
ощутить себя тем самым средним классом, в принадлежности к которому они
не были уверены в больших городах. "Если в Вашингтоне вы обратитесь к
человеку, который зарабатывает сто тысяч в год, со словами: "Приятель,
да ты богач", вы его точно приведете в бешенство", - предупреждает Рик
Эдельман, финансовый консультант в корпорации Fairfax, автор книги
"Обычные люди, необычные капиталы". - В столице такой доход не
позволяет ни оплачивать обучение детей в колледже, ни даже откладывать
на собственную старость". В "глубинке" же все иначе.